Arms
 
развернуть
 
350010, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Колхозная, д. 92
Тел.: 224-18-21, 224-23-67
pervomaisky.krd@sudrf.ru
350010, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Колхозная, д. 92Тел.: 224-18-21, 224-23-67pervomaisky.krd@sudrf.ru
СУДЕБНОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО
Решение по административному делу
Печать решения

УИД 23RS0040-01-2023-001236-16

    К делу №2а-2428/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 марта 2023 года                                                                   Первомайский районный суд города Краснодара

в составе председательствующей                                                                          Медоевой Е.Н.

при секретаре                                                                                                     Бесчастном А.В.

в отсутствие административного истца Моманд М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,

с участием представителя административного истца ФИО1, действующего на основании ордера №099930 от 17.02.2023, предъявившего удостоверение адвоката 23/1472 от 08.07.2016,

представителя административного ответчика ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО2, действующего на основании доверенности № Д-13 от 09.01.2023, имеющего диплом о высшем юридическом образовании ВСГ 0091762 от 18.06.2009,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Моманд М. к ГУ МВД России по Краснодарскому краю о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ :

Моманд М. обратился в Первомайский районный суд города Краснодара с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Краснодарскому краю, в котором просил признать незаконным решения об отказе в предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации от 27.12.2022.

В обоснование административного иска указано, что гражданин Республики Афганистан Моманд М. обратился в ГУ МВД России по Краснодарскому краю с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации в связи с опасением спать жертвой преследования по расовому признаку, вероисповедания, гражданства, национальности, а также принадлежности к определенной социальной группе и политических убеждений.

27.12.2022 Моманд М. получил отказ в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации. Административный истец считает, что вынесенное решение является незаконным и необоснованным. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца в суд.

В судебное заседание административный истец не явился, уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил. Представитель административного истца адвокат ФИО1, действующий на основании ордера, на удовлетворении административного искового заявления настаивал, пояснил, что в настоящее время административный истец находится за пределами страны своей гражданской принадлежности, не желает вернуться туда по причине не признания государством норм международного права, а также угрозе жизни и здоровью.

Представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю ФИО2, действующий на основании доверенности, с административным иском не согласен по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Моманд М. по следующим основаниям.

Гражданин Республики Афганистана Моманд М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> Республики Афганистан 18.10.2022 обратился в УВМ ГУ МВД России по Краснодарскому краю с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации: При подаче заявления Моманд М. обосновал свое заявление желанием жить легально и спокойно, быть уверенным в своей безопасности.

В Россию прибыл 21.09.2022 по однократной визе сроком действия до 15.10.2022.

В пункте 24 анкеты Моманд М. указал, что в государстве его гражданской принадлежности в <адрес> в <адрес> проживают его отец ФИО28, мать ФИО29, брат ФИО30 и сестра ФИО31.

В пункте 25 анкеты Моманд М. указал, то в Российской Федерации проживает брат ФИО32, в Китае- брат ФИО33.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 4528-1 временное убежище - это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 временное убежище на территории Российской предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства из числа тех, которые:

- имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо;

- не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, усмотренным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы Российской Федерации.

Указанное положение Федерального закона конкретизировано п. 7 Порядка доставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001г. № 274, согласно которому временное убежище может быть предоставлено в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской федерации (например, состояние здоровья), до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

Лицу может быть предоставлено временное убежище по состоянию здоровья, если существуют медицинские показания, подтвержденные официальным заключением соответствующего учреждения о невозможности в определенный срок выезда (выдворения) лица за пределы Российской Федерации, либо при наличии у лица заболеваний, требующих неотложной медицинской помощи на территории Российской Федерации, вследствие того, что на родине он такую помощь получить не может.

Судом установлено, что в ходе проведения опроса при подаче заявления Моманд М. сообщил, что не испытывает критических проблем со здоровьем. Сертификат обязательного медицинского освидетельствования Моманд М.. не предоставил.

Согласно нормам действующего законодательства, при принятии решения о предоставлении временного убежища решается вопрос существуют ли препятствия для возвращения лица на родину, в первую очередь, препятствия, представляющие угрозу его жизни и здоровью.

Другим фактом для небезопасного возвращения на родину может служить реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие внутреннего или международного конфликта (гражданская война или вооруженный конфликт), охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства), куда это лицо должно быть выдворено (депортировано), вследствие чего отсутствует возможность перемещения лица через границу этого государства и его возвращения непосредственно на территорию этого государства или отдельных его районов, безопасных для его возвращения.

Также свидетельством может служить официальная информация о внутриполитической обстановке в этой стране (представленная МИД России или федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе).

По информации МИД России, приход к власти в Афганистане в августе 2021 года движения «Талибан» радикально изменил политический ландшафт страны. В сформированное в начале сентября в г. Кабул правительство вошли исключительно талибы.

Основой общественной и политической жизни объявлен ислам. Талибы приступили к переформатированию законов и правил под религиозные нормы, а также воссоздали религиозную полицию - Министерство поощрения добродетели и предотвращения порока.

Афганская экономика находится в крайне депрессивном состоянии. Вместе с тем, талибы предпринимают шаги по удержанию экономики на плаву, декларируют приверженность борьбе с коррупцией, заявляют о планах сократить раздутый бюрократический аппарат и приглашают иностранных инвесторов принять участие в реализации проектов по возведению инфраструктурных объектов, прежде всего, строительство газопровода ТАПИ.

В настоящее время миграционная ситуация в Афганистане напряженная. Основными направлениями потока миграции афганцев остаются Турция (на сегодняшний день там находятся более 300 тысяч афганцев, из них 183 тыс. имеют статус просителей убежища) и страны Евросоюза (туда стремятся попасть более 70% покидающих родину афганцев).

Несмотря на сохранение нестабильной ситуации в общественно-политической и экономической сферах, Афганистан остается наиболее масштабным проектом по добровольной репатриации в истории УВКБ ООН: с 2002 года Управление помогло вернуться на родину более 5.3 млн. афганцев, за 2021 г. из Ирана и Пакистана при содействии ООН вернулись более 1.3 тыс. документированных афганских беженцев (870 - из АРИ. 430 - ИРП), еще 58 чел. вернулись из Индии. Азербайджана. Таджикистана. Казахстана и России.

Талибским властям от республиканского режима досталась удручающая ситуация в области прав человека. В условиях длившегося 20 лет вооруженного конфликта, низкой дефективности госструктур и зашкаливающей коррупции гражданские свободы, несмотря на декларирование приоритета прав человека в конституции, систематически нарушались, фиксировались случаи дискриминации по этническому признаку. Значительная доля населения не была обеспечена качественной питьевой водой, продуктами питания, доступом к медицинским услугам.

Вместе с тем, после прихода к власти талибов вооруженный конфликт фактически прекратился, также заметно снизилась частота терактов. За первый месяц талибского правления число пострадавших от военных действий сократилось, по крайней мере, в 5 раз по сравнению с последними годами существования республиканского режима (тогда жертвами ежегодно становились свыше 10 тысяч простых афганцев).

В пункте 42 анкеты Моманд М. указал, что его брат был офицером военной контрразведки, при этом документов, подтверждающих офицерское звание брата не предоставил, а также не привел доводов и фактов преследования его в Афганистане по признакам, предусмотренным пп.1 п. 1 ст. 1 Федерального закона «О беженцах». Аргументов, объективных причин для опасения стать жертвой преследования либо негуманного обращения в случае его возвращения в Афганистан не предоставил.

При проведении опроса Моманд М. указал, что в Афганистане проблем во взаимоотношениях с новыми представителями власти страны либо радикально настроенными группами населения не имел, угрозы в его адрес не поступали. Конкретных фактов, свидетельствующих о наличии реальной угрозы для его безопасности. Моманд М. приведено не было.

Моманд М. не желает возвращаться в Афганистан исключительно из-за намерения постоянно проживать в России и работать. Данные обстоятельства, как и непринятие Моманд М. нового политического режима в стране, не является основанием для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации.

Кроме того, наличие родственников в России не относится к обстоятельствам временного характера. На этот счет законодательством предусмотрены иные правовые механизмы легализации нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации в целях обеспечения совместного проживания членов семьи. Проживание в Российской Федерации родственников заявителя не препятствует выезду иностранного гражданина в государство гражданской принадлежности, следовательно, не является основанием для предоставления временного убежища на территории Российской Федерации. Судом установлено, что большая часть родственников Моманд М. находятся в стране его гражданской принадлежности.

Положения Конвенции о статусе беженцев от 28.07.1951 подразумевают незамедлительное обращение лица, прибывшего с территории государства, где его жизни или свободе угрожала опасность, с ходатайством о признании беженцем.

Однако в поисках убежища на территории Российской Федерации Моманд М. обратился только после истечения срока действия визы.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что подача заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации заявителем была использована в целях легализации своего пребывания в Российской Федерации.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 1317-О-П временное убежище носит экстраординарный характер и не может рассматриваться как альтернатива общему порядку получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации при наличии у лица оснований для легализации своего правового положения на территории Российской Федерации в обычном порядке.

Предоставление временного убежища не должно являться механизмом для легализации иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих законных оснований для пребывания в Российской Федерации, с целью избежать выдворения (депортации) и в дальнейшем получить в Российской Федерации разрешение на постоянное проживание.

Анализ материалов личного дела Моманд М., сообщенных им сведений при обращении с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, показал, что в отношении него не усматривается существование гуманных причин., требующих предоставления ему возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, что свидетельствует о том, что в отношении Моманд М.. отсутствуют обоснованные опасения стать жертвой преследования в стране гражданской принадлежности по признакам, указанным в пп. 1 п.1 ст. 1 Федерального закона № 4528-1, а следовательно, он не отвечает критериям, определяющим понятие «беженец» в соответствии с настоящим законом и отсутствуют основания, предусмотренные п.2 ст. 12 Федерального закона № 4528-1 для предоставления ему временного убежища.

Более того, в материалах дела имеются сведения, предоставленные УФСБ Краснодарского края, препятствующие предоставлению в том числе и административному истцу убежища на территории Российской Федерации (л.д.66-67).

Таким образом, судом не установлено оснований для признания незаконным решения ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 27.12.2022 об отказе Моманд М. в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Оспариваемое решение органа государственной власти принято в рамках полномочий такого органа, в строгом соответствии с нормами специального закона.

Согласно ч.2 ст.176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Суд оценивает доказательства, согласно ст.84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Моманд М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Республики Афганистан к ГУ МВД России по <адрес> ИНН 2310021269, ОГРН 1022301616556 о признании решения незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

    судья

    Первомайского районного суда города Краснодара     п                             Медоева Е.Н.

Решение изготовлено 29 марта 2023 года